Центральная Россия
Илья Шаров
музыкант, продюсер, руководитель ансамбля «Комонь»
Бесконечная свобода самовыражения
Я занимаюсь музыкой с детства, с небольшим перерывом на экстремальный спорт и оголтелые тусовки. После Гнесинки обрел для себя фольклор и с тех пор не расстаюсь.
Народная музыка для многих еще Терра инкогнито, мало изведанная почва, где можно черпать вдохновение, база, которой мне лично всегда не хватало в западной музыке.
Фольклор дает ощущение силы, уверенности, причастности к чему-то, что намного больше чем ты сам, а еще бесконечную свободу самовыражения!
В основном, мы поем Белгородские песни, думаю потому, что они очень широкие по распевам, когда их поешь, то представляешь, насколько большое пространство открывается вокруг тебя. Кроме того они позволяют много импровизировать, что мне безумно нравится.
Также мы поем песни Семейских Забайкалья, с их безумными, тянущимися аккордами и секундными интервалами. Очень любим село Усть-Цильма, что в республике Коми.
Особым, магическим влечением обладают Брянские гукальные (гукать — звать, призывать) песни — отголоски древних календарных обрядов. Они преимущественно женские, потому что поются очень высоко, чтобы были слышны тем, кого призывают. А призывать можно силы природы или животных, например дождь, птиц, весну…
В таких песнях каждый «куплет» заканчивается высоким возгласом «У!» или «Гу!».
Зрителей особенно поражают и даже ошеломляют такие песни!
То что народные песни просты — миф, появившийся при советской власти. Еще композиторы 18 и 19 века удивлялись, насколько сложна и уникальна русская народная песня.
Не каждый профессиональный певец сможет правильно уловить и исполнить народную песню. Каждая деревня уникальна своей манерой исполнения, опытный этномузыколог легко скажет, откуда та или иная песня, порой не слышав её до этого. Это как отдельная музыкальная группа – каждая не похожа на другую.
Исполнение песен в ансамбле на несколько голосов – большая и трудная работа, где нужно услышать друг друга в этом многоголосье, заполнить пустоту, не вылезти или, наоборот, не спрятаться за другими. Это непрерывный процесс импровизации, в строгих рамках лада и конкретной традиции — ведь заученных партий в настоящем фольклоре не существует.
Вера Толмачёва
фольклорист
Особенность звука нижегородской традиции
Всем привет! Я — Вера, всю свою жизнь живу в городе двух Н и столько же изучаю/ транслирую Нижегородскую традицию. Состою в семейном фольклорно-этнографическом ансамбле «Птица Жар». Вместе мы ездим в экспедиции, поем, шьем, ставим театральные постановки. Почему? Все из-за людей. Невероятная атмосфера в фольклорных кругах! Всеобъемлющая любовь. Память о наших корнях делает нас особенно бережными. Плюс, это очень интересно. Из прошлого мы извлекаем много уроков для будущего.
Для новичка русская культура однородна по сути своей, но тем большее удивление ждёт впереди. Ни одна область России, а иногда даже соседние деревни не похожи друг на друга. Безусловно, каждый может петь все. Я очень люблю иногда спеть Белгородскую или Курскую песню, но не зря есть пословица «где родился, там и пригодился». Убеждена, лучше всего человек исполняет материал родного края. Тут и физиология, и менталитет, и диалект, и много чего еще.
Нижегородскую область однозначно характеризовать невозможно, у нас, как в Греции, есть все. От красной поневы до глухого сарафана, от открытого южного звука, до северного «тонкого» пения.
В поиске общего можно выделить:
— повсеместное празднование Троицы, хорошо сохранивший народный календарь, и, как следствие, сохранный музыкально-песенный фольклор;
— форсированная подача звука, головной регистр,часто плотное смыкание, короткая фраза;
— доминирующий жанр- лирическая песня;
— чаще скачок между нотами заменяется подъездом, а еще с большой долей вероятности вокальным приемом «флажолет» (звук, похожий на крик утки).
Многим кажется, что исполнять русскую песню проще простого.
Но с технической точки зрения, это абсолютно не так. Начиная от тонкостей исполнения: высокие ноты в грудном режиме работы гортани, может встречаться даже 3 типа смыкания в 1 песне, обширное количество вокальных приемов: флажолеты, подъезды, морденты и т.д.
Я еще не сказала вам про диалект, что определяет 50% исполнения.
В общем, фольклор это направление, где каждый найдет что-то интересное для себя. А главное, что это наша современность и жизнь. Миллион вариаций: от реконструкций до современных аранжировок. Мы не живем фольклором, так как фольклор и есть наша жизнь.
Фотографии из этнографического путешествия Экспедиции ВОСХОД по Центральной России:
АЛТАЙ
Пятая серия нашего фильма посвящена звуку Алтая. Мы проехали от Новосибирска до Кош-Агача, и записали удивительных алтайских исполнителей.
В серии прозвучат традиционные инструменты: комус, топшур и шоор. Еще услышим горловое пение и напевы местных старообрядческих сел.
РУССКИЙ СЕВЕР
Первая серия нашего документального фильма о большом этнографическом путешествии через всю Россию. Музыка Русского Севера, уникальные герои и исполнители, тысячи километров дорог и наш новый поморский трек. Добро пожаловать на борт Экспедиции Восход!