Урал

Вячеслав Печняк 

этнолог, научный сотрудник музея истории Екатеринбурга, соучредитель культурного объединения ФолкЪ-ТолкЪ

Мощный звук песен уральских старожилов

Урал — перекресток культур. В этом его особенность и сложность. Здесь проживают народы Уральской, Алтайской и Индоевропейской языковых семей. Если говорить о культуре русского населения, то стоит отметить черезполосность этой культуры. Это связано с тем что в одни и те же места переселялись русские из разных уголков Европейской части России.

Начало активного освоения земель перед уральскими горами — XV век. За ними — конец XVI. Первыми насельниками являлись выходцы с Русского Севера — рек Пинега и Мезень, а также района Великого Устюга. Период заселения с Русского Севера длился до XVIII века, когда новая волна из центральной россии сменила русский север. Обильны были переселения с Вятки и на рубеже 19-20 веков — в территории Малороссии (современной Украины и Беларуси)

Потомков ранних переселенцев принято называть «старожилами». Особенностью является то, что все последующие волны переселенцев перенимали культуру старожилов, внося что-то своё. Кто-то из поздних даже немного «законсервировался».

Вторая особенность – это горнозаводская цивилизация. Поскольку заводские — это полукрестьяне полугорожане, они брали все самое лучшее с обеих культур и доводили это до совершенства.(Это выражалось во всем: в быту, в иконописи, фольклоре, танцах, музыке и инструментах, в говоре…)

Особенностями музыкального фольклора старожилов являются протяжные/проголосные/протягные песни. Даже по современным меркам они являются сложными для исполнения музыкальными произведениями. В основном это двухголосье с 1 или двумя «подголосками». Исполнялись они очень мощно и напористо. Старики вспоминали что «от пения лампы гасли» настолько был плотный и мощный звук.

Еще одной особенностью является большое количество старообрядцев. До революции Пермская губерния была на 1м месте в Империи по числу староверов. Они оказывали влияние и на не-старообрядческое население, что выражалось и в бытовых привычках: своя посуда, отдельные полотенца для рук и лица, культ чистоты, набожность.

Стоит сказать и о традиции Южного Урала. Часть челябинской области является исторической территорией старой и новой линии Оренбургского казачьего войска. Казаки по характеру исполнения также близки к старожилам. Но встречаются и вкрапления из соседних казачьих войск — например, донского. Либо же законсервированные традиции русского юга: Курска, Калуги и тд.

Диалект определяет музыкальную традицию в исполнении. Он тоже разный. Есть и северные вкрапления: мягкая «л'», замена «ц» на «с», долгая «о». Элементы волго-вятских говоров «кя» на окончаниях, «ч» на «щ», короткая «о» и взаимозаменяемость «о» и «а» в корнях слов.

А также проникновение южнорусской и малоросской лексики. Например «хатка» вместо «изба» и тд.

Что касается музыкальной инструментальной традиции то тут родился свой вид гармони — уральская минорка(клавишная гармонь), под которую в заводских поселках исполняли «долгодеревенские» попевки или попевки под наигрыш «Мамонька». Исполнялись они также мощно и напористо, плотным звуком. 

Фотографии из этнографического путешествия Экспедиции ВОСХОД
по Уралу:

АЛТАЙ

Пятая серия нашего фильма посвящена звуку Алтая. Мы проехали от Новосибирска до Кош-Агача, и записали удивительных алтайских исполнителей.
В серии прозвучат традиционные инструменты: комус, топшур и шоор. Еще услышим горловое пение и напевы местных старообрядческих сел.

РУССКИЙ СЕВЕР

Первая серия нашего документального фильма о большом этнографическом путешествии через всю Россию. Музыка Русского Севера, уникальные герои и исполнители, тысячи километров дорог и наш новый поморский трек. Добро пожаловать на борт Экспедиции Восход!